Противодействие коррупции
Информационный справочник
по основным вопросам противодействия коррупции
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан. Примеры некоторых источников коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.
Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки. Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция». Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. В отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа. Существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Должностному лицу органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.
В справочнике приведены основные направления антикоррупционной работы в ОИВ и ОМС со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и методические материалы.
1. Организация антикоррупционной работы в ОИВ и ОМС предполагает, прежде всего, назначение должностного лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики всеми подразделениями указанных органов, государственными и муниципальными служащими, а также определение подразделений по противодействию коррупции. Именно указанные лица и подразделения в дальнейшем формируют документацию антикоррупционной направленности, обеспечивают организацию и проведение антикоррупционных мероприятий.
О должностных лицах, ответственных за реализацию антикоррупционной политики. Подпунктом «а» пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 года предусмотрено обеспечение персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние антикоррупционной работы в возглавляемых ими органах и подразделениях. Вместе с тем, практика такой работы показывает необходимость назначения в ОИВ и ОМС также лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики, то есть за координацию действий всех подразделений и должностных лиц при реализации антикоррупционной политики и за непосредственное выполнение мероприятий антикоррупционной направленности. В силу специфики такой деятельности целесообразно назначение ответственным лицом заместителя (первого заместителя) руководителя ОИВ, ОМС.
О подразделениях по противодействию коррупции. В настоящее время нормативно-правовыми актами предусмотрены следующие подразделения:
подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица кадровых служб, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений)1;
иные специализированные подразделения по противодействию коррупции2, создаваемые для реализации широкого спектра антикоррупционных функций (отделы по противодействию коррупции и т.п.);
комиссии по противодействию коррупции3.
Основные нормативно-правовые акты:
Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы«(подпункт «а» пункта 8 Национального плана);
2. Следующий логический этап организации антикоррупционной работы в ОИВ и ОМС – утверждение плана по противодействию коррупции (план мероприятий по реализации антикоррупционной политики). Указанным планом предусматривается, в том числе, подготовка правовых актов и иных документов антикоррупционной направленности, создание рабочих групп и других формирований, реализация антикоррупционных мероприятий.
Основные нормативно-правовые акты:
Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы«;
Распоряжение Правительства Саратовской области от 10.02.2012 N 54-Пр «О Плане мероприятий органов исполнительной власти Саратовской области по реализации антикоррупционной политики на 2012 — 2016 годы».
В соответствии с принятыми планами по противодействию коррупции, во исполнение требований антикоррупционного законодательства в ОИВ и ОМС реализуются следующие основные мероприятия.
3. Утверждение и поддержание в актуальном состоянии перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками (при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
Основные нормативно-правовые акты:
4. Обеспечение соблюдения служащими ограничений, запретов, а также выполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.ст. 15 – 17);
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.ст. 12 – 14).
Следует отметить, что в установленных законом случаях несоблюдение служащими ограничений, запретов, а также невыполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, влечёт увольнение в связи с утратой доверия.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 59.2);
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 27.1).
Отдельным ограничениям, запретам и обязанностям, установленным в целях противодействия коррупции, законодательством уделяется особое внимание. Среди них можно выделить следующие.
5. Меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, в том числе создание и обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.ст. 10 – 11);
6. Обеспечение обязанности представления лицами, замещающими должности государственной службы и муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 8);
К мерам по обеспечению надлежащего исполнения указанной обязанности относится, в том числе, проверка достоверности и полноты сведений, представляемых государственными и муниципальными служащими.
Основные нормативно-правовые акты:
7. Обеспечение обязанности представления лицами, замещающими должности государственной службы области, должности муниципальной службы сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 8.1);
К мерам по обеспечению надлежащего исполнения этой обязанности относится, в том числе, осуществление в установленном порядке контроля за расходами указанных лиц.
Основные нормативно-правовые акты:
8. Обеспечение соблюдения служащими ограничений, касающихся получения подарков.
Основные нормативно-правовые акты:
9. Обеспечение выполнения обязанности служащими передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 12.3).
10. Обеспечение соблюдения запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами государственными служащими области, включёнными в перечень, установленный нормативным правовым актом области.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 7.1);
11. Обеспечение соблюдения служащими обязанности уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять (в случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов) иную оплачиваемую работу.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 14);
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 11).
12. Обеспечение реализации служащими обязанности уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 9).
13. Обеспечение соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, предусмотренных законом ограничений при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 12).
14. Одним из важнейших направлений реализации антикоррупционной политики является организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Основные нормативно-правовые акты:
15. Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование у служащих отрицательного отношения к коррупции.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 7);
Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
16. Создание и обеспечение функционирования подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте ОИВ, ОМС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — в целях реализации принципа открытости деятельности государственных (муниципальных) органов, а также формирования в обществе отрицательного отношения к коррупции.
Основные нормативно-правовые акты:
Приказ Минтруда России от 07.10.2013 N 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
17. Обеспечение работы «телефонов доверия» и иных форм обратной связи с населением в целях получения информации о фактах коррупции в ОИВ и ОМС.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п. 17 ст. 7);
Приказ Минтруда России от 07.10.2013 N 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (п. 28 Приложения № 1).
1.Их создание предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 и иными нормативными правовыми актами.
2.Создаются в порядке инициативы в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления, при наличии соответствующей возможности, как отдельный орган по противодействию коррупции. Их создание и функционирование предусмотрено, в частности, Национальным планом противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226).
3.Их образование предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 Национального плана противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы.