115 лет электрическому трамваю.

115 лет электрическому трамваю в Саратове

В России первые электрические трамваи работали: в Киеве с 1892 года, в Москве с 1899 года. В октябре 1908 года, судьба конки была решена и в Саратове, ей на смену пришел трамвай,   питание которого осуществлялось постоянным током напряжением 500-700 V через подвесную контактную сеть. Так появилась первая в Саратове городская наземная электрическая железная дорога.

 5 октября 1908 года был произведен пробный пуск нового трамвайного вагона. Первыми пассажирами стали представители города: городской голова, члены управы, вся городская электрическая комиссия, инженеры. При осмотре подготовленной к пуску Немецкой линии (совр. пр-т. Столыпина) случилось небольшое происшествие, едва не стоившее жизни отцам города: в вагоне сгорел предохранитель. Трамвай покатился вниз к Волге, благополучно миновал закругление и остановился на Миллионной (совр. Набережная Космонавтов) улице. В итоге городская электрическая комиссия решила вместо движения трамвая по всей линии от вокзала до волжских пристаней (через ул. Немецкую) разрешить движение от вокзала лишь до Полицейской (совр. Октябрьская) улицы.

С тех пор новые красные и зеленые вагончики стали ходить ежедневно. В первый день пуска трамвайного сообщения вагоны с утра ходили пустыми, обкатывая маршрут, а с трех часов они начали возить пассажиров за плату (от 3 до 5 копеек). Публика приняла новинку с радостью, вагоны были переполнены до предела. Трамваем пользовались все слои населения: солидные господа, простолюдины, приезжие крестьяне, студенты, представители духовенства. С 9 октября 1908 года городская управа разрешила движение трамвая по всей линии от железнодорожного вокзала до Волги. 30 октября 1908 года начал ходить трамвай по Московской улице.

В период Первой мировой и Гражданской войн трамвайное движение сокращается вплоть до прекращения пассажирских перевозок. Восстановление трамвайного хозяйства начинается только после окончания Гражданской войны в 1921 году. Возобновлены пассажироперевозки, строится Кировское трамвайное депо (1926-1936 г.), строятся новые линии: в Агафоновку, на Комбайн (завод молотилок), на СХИ.

 В годы Великой отечественной войны боле 500 сотрудников трамвайного управления были мобилизованы или отправились на  фронт добровольцами, 54 человека погибли, 73 — пропали без вести. Трамвайное управление на собственных производственных мощностях занимается выпуском снарядов и иных изделий для нужд фронта. Девять пассажирских вагонов переоборудованы для перевозки раненых. Вагоны-цистерны возят топливо для хлебозаводов. Трамваи возят новобранцев на Кумысную поляну для обучения перед отправкой на фронт.

Послевоенное восстановление трамвайного хозяйства завершилось заменой части трамвайных маршрутов (с 1952 года) троллейбусным движением.

В июле 1968 года исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердил проектное задание на строительство в Саратове линии скоростного трамвая и в 1975 году была пущена первая очередь – трамвайный маршрут № 3.

В 1984 году завершено строительство Ленинского трамвайного депо (№ 3) в пос. Солнечный на 150 трамвайных вагонов, запущен трамвайный маршрут № 11.

Третий трамвайный маршрут проработал почти 50 лет, и все это время оставался самым пассажиронасыщенным маршрутом города. Настало время его кардинального обновления в рамках единой магистральной трамвайной линии – трамвайные маршруты №№ 6,3,9,8 – Поливановка-Комсомольский поселок.