Меню Закрыть

Экскурсия в МУПП СГЭТ – краткий отчет

В прошедшие выходные жители и гости Саратова, впервые после долгого перерыва вызванного эпидемиологической ситуацией, получили возможность принять участие в экскурсии по територии  исторического комплекса зданий и сооружений МУПП СГЭТ (Б.Казачья, 110). Организованно пройдя контроль при входе, экскурсанты прошли на территорию предприятия с соблюдением масочного режима.

 

Экскурсия началась с рассказа о необходимости и сложностях появления в Саратове первого трамвая на конной тяге. Именно конка, впервые в многовековой истории города, сделала перемещения по Саратову всесезонными и всепогодными. Слушатели узнали, каким образом руководству и предпринимателям города, с участием большого московского бизнеса, удалось запустить такой дорогой и технически сложный, а для российской глубинки еще и новаторский, социальный проект. Конно-железная дорога стала одним из выдающихся достижений саратовцев, выдвинувших город в число самых развитых городов Российской Империи.

Основными объектами конки были конюшни и вагоноремонтные мастерские. До настоящего времени сохранилось только одна небольшая часть неоднократно перестроенного здания и функционирующего до настоящего времени.

Повествование о трудностях эксплуатации трамвая с одной лошадиной силой плавно перешло к обоснованию необходимости модернизации трамвая – переходу на электрическую тягу. Единственным заделом для этого были рельсовые пути, все остальное требовалось построить: первую в регионе электростанцию, электрические сети, новые вагонные мастерские, управление самым крупным и значимым муниципальным объектом. Участники экскурсии смогли собственными глазами увидеть и оценить масштабность созданного всего за три года и запущенного в 1908 году целого трамвайного городка.

Фундаментальность и красота архитектурного комплекса и сейчас поражает воображение: техническая утилитарность чисто производственных зданий сопровождается изяществом архитектурных решений. Оригинальные технические изыски сопровождаются многообразием архитектурных «излишеств», сами здания высокие и просторные, широкие окна, стеклянные потолки. Целый ансамбль выполненных в едином стиле зданий, создает особой колорит всей территории предприятия. Все это наша воистину великая история.

Построенный после Великой Отечественной войны мемориальный  комплекс памяти работников предприятия, добровольцами ушедших защищать Родину и не вернувшихся с войны, органично вписан в архитектурный ансамбль. Это памятник с именами погибших – место скорби и воинской славы: работники трамвайного хозяйства всегда отличались особым патриотизмом.

Интересным экскурсионным объектом являются также два бревенчатых дома, построенных одновременно с кирпичными сооружениями, и также сохранившиеся.

Вторая часть экскурсии – по зданию управления, напоминающему крепость и дворец одновременно. Стены двухметровой толщины, гранитные лестницы, кованые чугунные перила, огромные и совсем маленькие округлые окна, стеклянный потолок с гигантской стеклянной крышей-фонарем, столетняя плитка под ногами выглядящая новее новой …

Подъем на второй этаж венчает большой витраж из цветного наборного стекла с символами современного Саратова.

Венец экспозиции – огромный просторный зал, фактически картинная галерея. Экспозиция подробно иллюстрирует трамвай на улицах города в период его наибольшего расцвета – 1912-1914 годы. Каждая картина представляет собой целую историю трамвайной славы Саратова и может быть темой целого повествования.

МУПП СГЭТ планирует специальную тематическую экскурсию, посвященную обстоятельному раскрытию заслуг выдающейся российской императрицы Екатерины Великой в развитии всего Саратовского региона, в том числе, трамвая.

Пословица гласит, что лучше один раз увидеть …, а участники экскурсии смогли и увидеть и услышать. Равнодушных не было – прикоснуться к истории и величию родного города действительно очень интересно.