День рождения троллейбуса!

 

№15 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Официальное издание Международной

ассоциации предприятий городского электрического транспорта

10-16 апреля

2023 года

День рождения троллейбуса!

Троллейбус – один из наиболее экологичных и удобных видов общественного транспорта. Миллионы людей ежедневно пользуются им по всему миру.

За историческое право создания троллейбуса, как и трамвая борются несколько версий. По олной из них, после экспериментов с трамваем Вернер фон Сименс открыл опытную линию 29 апреля 1882 года. Основой он взял идею своего брата, английского изобретателя, доктора Вильяма Сименса, высказанную в журнале Society of Arts в 1880 году.

Это была четырехколесная карета с двумя электрическими моторами, ток подавался с подвешенного над дорогой провода с помощью кабеля. Новинка получила имя «электромоте» и почти два месяца показательно курсировала в немецком Халензее по маршруту длиной в 540 метров. А перед этим – опытная линия была создана в городе Инстербург (ныне

— Черняховск Калининградской области).

Имеются сведения, что в том же 1882 году американцем Финни из Питтсбурга был предложен тип электрического омнибуса, работа которого основывалась на принципе получения энергии от контактных проводов. При этом есть ещё несколько версий, где впервые появились постоянные троллейбусные линии. Одной из первых называют линию между Берлином и его пригородом Шпандау.

В 1891 году была открыта троллейбусная линия протяженностью 4 км в Билятале у Кенигштейна-на- Эльбе(Саксонская Швейцария), организатором и инициатором этой линии и целого ряда последующих был немецкий инженер Макс Шиман.

Само слово «троллейбус» возникло в английском языке. Дословно оно переводится как «трамвайный автобус». По внешнему виду первые модели напоминали вагоны трамваев. Некоторое время их так и называли –«безрельсовый трамвай».

За период 1882–1914 годов в Германии возникло около 20 троллейбусных предприятий, но позже они прекратили своё существование.

Российский троллейбус

В России троллейбус появился благодаря партнерской инициативе конструктора, изобретателя и предпринимателя П.А.Фрезе и инженера В.И.Шуберского. Первыми чудо-транспорт увидели жители северной столицы России. Произошло это 13 апреля 1902 года. И теперь эту дату принято считать днём рождения росскийского троллейбуса.

Вот как это было описано в прессе того времени журнале «Автомобиль» № 4 за 1902 год:

«В настоящее время в Петербурге построен автомобиль, приводимый в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящий не по рельсам, а по обыкновенной дороге. В России это первый опыт, и демонстрирование такой повозки- автомобиля для грузов производилось на фабрике «Фрезе и К°» во дворе дома № 10 по Эртелеву переулку 26 марта».

В следующем номере журнала была напечатана более подробная заметка под заголовком «Испытание электрического автомобиля с «троллей». Её стоит привести полностью:

«В воскресенье, 31 марта, в три часа дня, на дворе завода

«Фрезе и К°» в присутствии господина министра путей сообщения князя М.И. Хилкова и членов Комиссии по вопросу о применении электрической тяги на железных дорогах, шоссейных и водяных путях, был демонстрирован автомобиль, питаемый током от центральной станции при помощи особой тележки, катящейся по проводам и собирающей с них ток. Тележка, соединённая с автомобилем двойным проводом, передвигается самим автомобилем.

Автомобиль, весящий 50 пудов, был нагружен 50-ю пудами и показал средний расход тока 7 ампер при 110 вольтах, то есть 7×110 = 770 Вт.

При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался. Все детали конструкции выполнены графом С.И.Шуленбургом».

Интересным моментом в истории троллейбусостроения стало появление двухэтажных«грузовиков с электроприводом». Эксплуатация подобного транспорта в России не продлилась и двух лет. Снег и лед в зимний период усложняли управление нелегкой машиной, которую к тому же еще и раскачивало. Поэтому от них пришлось отказаться.

А вот для запуска постоянного троллейбусного движения потребовалось более 30 лет.

Какими они были

Первая линия была открыта конечно же в Москве в 1933 году. Движение по первому маршруту, в то время «однопутному», от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол») открылось 15 ноября 1933 года.

В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 года, но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В декабре 1932 года отечественным заводам было поручено проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов.

Летом 1933 года на Ярославском автозаводе по проекту, разработанному в НИИ автотракторной промышленности, начался выпуск шасси (на базе автобуса Я-6). В октябре их отправили на автозавод им. Сталина (ЗИС, ныне АМО-ЗИЛ), где на них установили изготовленные здесь кузова. К 1 ноября 1933 г. два только что выпущенных троллейбуса, которые получили индекс «ЛК» (Лазарь Каганович), отбуксировали с ЗИСа на завод «Динамо», где на них установили электрооборудование (токосъём производился посредством роликов). На территории этого завода провели первые технические испытания машин. 

Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние — водителем, задние — кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху имелась кремово-желтая полоса, внизу — ярко-желтая обводка). На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью «От рабочих, ИТР и служащих Гос.автозавода им. Сталина, завода «Динамо», Ярославского автозавода, НАТИ». В октябре 1933 г. вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию. 5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП(б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемочной комиссии в составе председателя Моссовета Н.Булганина, инженеров, техников и рабочих, изготовивших троллейбусы.

С 7 по 15 ноября водители проходили практику вождения на единственной машине. Регулярное движение единственного троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 г. На следующий день определили время его работы — с 7 часов утра до 24 часов. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут. Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия. Массовое же производство троллейбусов было налажено три года спустя в Ярославле.

Интересные факты

В 1930-е годы было закуплено несколько английских троллейбусов, которые работали в Москве. В том числе и двухэтажные машины, которые потребовали увеличить высоту подвеса контактной сети. На основе британских машины было построено 10 двухэтажных троллейбусов в Ярославле – ЯТБ-3.

В 1936 году был создан первый советский троллейвоз на базе грузовика ЯГ-4. Практически сразу после запуска пассажирского троллейбусного сообщения в Москве, была выдвинута идея организации грузовых перевозок специально созданными для этого электрическими машинами, причем в ночное время суток, когда пассажирское сообщение не осуществлялось. Проект переоборудования грузовика ЯГ-4 в троллейвоз был разработан заводом «Динамо».

Вместо двигателя внутреннего сгорания под капотом установили пускотормозные реостаты пластинчатого типа. Тяговый электродвигатель ДТБ-60 разместили под кабиной на раме, при этом саму кабину увеличили по длине, устроив на задней стенке отсек с контакторными панелями. Кроме того, каркас кабины усилили для размещения на ней постамента с токоприемниками и радиореакторами.

В годы Великой Отечественной войны выпускали спецтроллейбусы для военных нужд. Троллейбусы возместили недостаток автомобильного транспорта. На заводах была создана серия грузовых троллейбусов, которые осуществляли перевозки важнейших грузов для снабжения столицы (дрова, уголь, овощи, муку, хлеб, военные грузы). Это были большегрузные машины, платформы с прицепами — троллейкары, снабженные вспомогательным двигателем внутреннего сгорания, чтобы иметь возможность подвозить грузы в места, где не было троллейбусных электрических линий.